В настоящее время профессия педагога-психолога становится массовой, поэтому весьма актуальной является проблема выявления того, кто и с какой целью выбирает данную профессию.
Меня зовут, Марина, я студентка 2 курса РГППУ ПСО. К созданию своего блога меня побудило чувство, которое испытывает любой студент при обучении. В своем блоге я хочу поделиться знаниями о своей будущей профессии "Педагог-психолог".
Я с детства старалась помогать людям, у которых были определенные трудности и мне это удавалось. Тогда я еще не очень понимала всей сути профессии. На данный момент, обучаясь на втором курсе, я поняла, что не все так просто, как думалось раньше.
Главная задача психолога — помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром. Педагог же профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской деятельностью, призван управлять процессом интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира.
1. Требования к личности психолога-профессионала.
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:
1. Эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
2. Открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
3. Самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
4. Конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
5. Интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
6. Умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
7. Стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
8. Рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
9. Понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
10. Коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.
У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание психолога-профессионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста. Практикующему психологу важно уметь выстраивать линию своего поведения и возвращать клиента к беседе по заданной теме.
Нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, чуткость, отзывчивость, интеллигентность, гуманность, уважительное отношение к человеку.
Существуют пять блоков качеств личности:
- наблюдательность, ориентацию в ситуации, способность правильно воспринимать объект;
- способность проникать в духовный мир объекта, понимать его внутренние свойства и особенности;
- умение сопереживать, сочувствовать, уважать человека, быть готовым помочь;
- уметь заниматься самоанализом, проявлять интерес не только к себе, но и к другим;
- умение управлять процессом общения и собой, быть внимательным, тактичным, вызывать доверие, обладать чувством юмора.
Работа с внутренним миром человека требует от психолога соблюдения основных правил этики и принципов. В психологии есть такие инструменты, которые использовать надо с особой осторожностью.
Наиболее важными принципами профессиональной этики являются:
· Профессиональная компетентность – знание прав, обязанностей, ограничений и возможностей, знание теоретических основ коррекционной, развивающей, консультационной программ;
· Не нанесение ущерба клиенту – деятельность психолога осуществляется из интересов заказчика, поэтому главный принцип психолога – «не навреди»;
· Научная обоснованность и объективность – применение валидных и надежных методов и средств, которые должны быть стандартизированными, нормализованными, адаптированными.
Личные отношения и проблемы психолог не должен переносить на профессиональную деятельность. Важна объективная и отстраненная позиция для эффективного решения проблем клиента, уважение клиента и его достоинства, быть честным в общении с клиентом, сообщать цель исследования и предупреждать о том, как будет использоваться информация исследования.
В своей работе психолог должен соблюдать профессиональную конфиденциальность – это дело профессиональной чести психолога, профессиональные методики не должны оказаться в руках непрофессионалов. Результаты методик должны сохраняться в тайне и для лучшей гарантии полезно использовать систему кодирования – испытуемому присваивается код, состоящий из букв и цифр, а фамилия, имя, отчество должны быть известны только психологу. Лица, имеющие доступ к материалам исследования, должны быть согласованы с клиентом.
Комментарии
Отправить комментарий